Несмотря на то, что о переводе коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в состав платы за содержание жилого помещения было известно за год до назначенной даты, подготовить его заранее надлежащим образом не получилось. В результате уже 2 марта 2017 года был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы законопроект № 113667-7 о внесении необходимых изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации. В пояснительной записке законопроекта перечислены проблемы, которые он призван решить.

В некоторых регионах возникают случаи, когда фактическое потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества <…> оказывается значительно ниже норматива.

При этом причина таких ситуаций упирается в завышенные нормативы, установленные регионами. Наиболее высокие нормативы в сравнении с другими регионами в Омской, Челябинской, Псковской и Ульяновской областях. Такие высокие нормативы потребления <…> приводят к существенному увеличению размера платы <…> за жилищно-коммунальные услуги.

Отсутствие законодательной возможности оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактических потребленных коммунальных ресурсов, деструктирует положения о повышении энергоэффективности, все проведенные ранее мероприятия по энергосбережению в домах и не стимулирует жителей домов к их проведению.

На сегодняшний день Жилищным кодексом Российской Федерации установлено право общим собранием собственников утверждать размер расходов граждан на общедомовые нужды исключительно по установленным органами государственной власти субъектов РФ нормативам потребления. При этом согласно части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ <…> при первоначальном включении таких расходов в состав жилищной услуги их размер не может превышать норматив потребления <…>. Однако порядок исчисления такой платы в меньшем размере законодательством не установлен.

С даты установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества размер платы за коммунальные ресурсы будет равен нормативу потребления, умноженному на тариф. Впоследствии в случае изменения нормативов <…>, тарифов <…> изменение размера платы за содержание жилого помещения возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из пояснительной записки законопроекта

Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал депутатов впредь внимательнее относиться к вносимым и рассматриваемым инициативам. Ведь Госдума допустила большую ошибку, ранее приняв поправки, которые с 1 января привели к подорожанию ОДН для граждан. «Мы вынуждены это поправлять теперь», — сказал спикер. По словам Володина, ситуация с ОДН — яркий пример того, что необходимо еще до принятия закона оценить его последствия.

Российская газета

Несомненно, положительным моментом данного законопроекта является автоматическое (без необходимости проведения общего собрания собственников) изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества и (или) тарифов на такие ресурсы.

Кроме того, в пояснительной записке прямо указано на отсутствие в настоящее время законодательной возможности оплачивать расходы коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, в объеме фактических данных, полученных коллективными приборами учета. Между тем, основной проблемой видится не столько отсутствие такой возможности, сколько наличие завышенных нормативов потребления.

В этой связи трудно согласиться, что единственным выходом из сложившейся ситуации является возможность вести расчеты по коллективным приборам учета. Опыт прошлых лет показывает, что фактический расход коммунальных ресурсов часто превышает установленные нормативы. Кроме того, он ежемесячно меняется, и далеко не всегда предсказуемо.

Так, одним из альтернативных решений могли оказаться новые нормативы потребления, которые бы учитывали проведение в домах энергосберегающих мероприятий, выраженных, например, в снижении суммарной мощности электрического оборудования и количества часов его работы, а возможность перевода потребителей на более низкие нормативы выступала бы стимулом к их проведению.

Начальник абонентского отдела: Александр Ахметов