Рекомендуем произвести установку приборов учета холодной, горячей воды и электрической энергии для расчетов за фактические объемы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в жилом помещении.
Потребителем является собственник помещения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги. Иные законные основания определены частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой потребителем также является:
- наниматель жилого помещения;
- арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
- член жилищного кооператива;
- лицо, принявшее от застройщика помещение по передаточному акту;
- застройщик (в отношении не переданных иным лицам помещений).
Наша управляющая организация производит перерасчет размера платы за период временного отсутствия потребителей в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления, только в отношении коммунальных услуг, предоставленных потребителям в жилом помещении (за исключением отопления), объем потребления которых определяется по нормативам, при одновременном выполнении следующих условий:
- период отсутствия потребителя составил более 5 полных календарных дней подряд;
- заявление подано до начала этого периода, либо не позднее 30 дней после его окончания;
- документы, подтверждающие его продолжительность, приложены к заявлению, либо будут предоставлены не позднее 30 дней после его окончания, либо не требуют предоставления в связи с проверкой сохранности пломб, фиксирующих отключение запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование от внутридомовых инженерных систем;
- к заявлению приложен акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки прибора учета, либо документ, подтверждающий отсутствие всех проживающих потребителей в результате действия непреодолимой силы.
Если многоквартирный дом введен в эксплуатацию после 27 ноября 2009 года, техническая возможность установки индивидуальных приборов учета имеется. В остальных случаях необходимо проведение обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета.

<…> в случае, если потребителем не установлен прибор учета при наличии технической возможности его установки, право на перерасчет платы отсутствует. Данное положение Правил соответствует жилищному законодательству, Федеральному закону
№ 261-ФЗ и гражданскому законодательству.извлечение из решения Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2018 года № АКПИ18-603
Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
извлечение из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22
В случае подачи заявления до начала периода временного отсутствия перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется за указанный в нем период, но не более чем за 6 месяцев.
Для чтения и печати файлов PDF необходима бесплатная программа Adobe Acrobat Reader.

В заявлении указываются фамилия, а также имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, дата начала и окончания периода отсутствия.
Документы
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, к заявлению могут быть приложены:
- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт их использования (посадочный талон в самолет, если проездные билеты были оформлены в электронном виде);
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания;
- документ органа, осуществляющего регистрацию гражданина по месту пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
- справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, или документ, удостоверяющий личность гражданина, содержащий отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда и въезда;
- справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, с указанием начала и окончания периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
- справка о нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном и ином детском учреждении с круглосуточным пребыванием;
- справка дачного, садового, огороднического товарищества, с указанием периода временного пребывания гражданина по месту нахождения товарищества;
- иные документы.
Эти документы, за исключением проездных билетов, должны:
- иметь регистрационный номер и дату выдачи;
- быть подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью (при ее наличии) выдавшей их организации.
В случае предоставления потребителем копий указанных документов, они должны быть заверены выдавшими их лицами, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение данных действий, либо они могут быть предоставлены одновременно с оригиналами, которые, после сверки их идентичности и постановки отметки о соответствии подлинности копии документа оригиналу, будут возвращены потребителю.

Мы не принимаем в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, справки о его фактическом месте проживания (регистрации), выданные лицами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья), ответственными за прием и передачу документов в органы регистрационного учета, в связи с отсутствием у них полномочий выдачи таких справок.
Начальник абонентского отдела: Александр Ахметов
Если потребитель, подавший заявление до начала периода временного отсутствия, не представил в положенный срок документы, подтверждающие продолжительность этого периода, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части этого периода, управляющая организация производит начисление платы за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Руководители организаций несут ответственность за выдачу, а граждане — за использование заведомо подложных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перерасчет
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги электроснабжения и (или) холодного и (или) горячего водоснабжения, водоотведения производится пропорционально количеству полных календарных дней периода временного отсутствия потребителя, не включая дни его выбытия и прибытия, а в случае применения двухставочных тарифов — только в отношении ее переменной составляющей, и отражается в очередном платежном документе.