Проверка индивидуальных приборов учета проводится с целью установления факта их наличия, состояния, а также достоверности ранее представленных сведений об их показаниях.

Проверку прибора учета электрической энергии, который подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии, осуществляющей автоматический сбор показаний, либо установлен после 30 июня 2020 года, проводит ресурсоснабжающая организация (информация о его подключении к такой системе должна быть указана в акте ввода в эксплуатацию, составленном ресурсоснабжающей организацией).

Проверку приборов учета воды, сточных вод, тепловой энергии, а также электрической энергии (установленного до 1 июля 2020 года, до момента его подключения к интеллектуальной системе учета) осуществляет представитель управляющей организации в согласованные с потребителем дату и время, но не чаще 1 раза в 3 месяца (не чаще 1 раза в месяц для нежилых помещений, или в случае, когда приборы учета расположены вне жилых помещений в месте, доступном без присутствия потребителя) и не реже 1 раза в год, а также:

  • в течение 10 рабочих дней с момента регистрации соответствующего обращения потребителя;
  • в течение 10 календарных дней с момента регистрации обращения потребителя, в отношении которого ранее был составлен акт об отказе в допуске к приборам учета;
  • в течение 15 календарных дней после 6 месяцев отсутствия показаний приборов учета;

Проверка по инициативе потребителя


В этом случае потребителю следует:

  • позвонить на телефонный номер управляющей организации 6-00-57 и сообщить диспетчеру (либо написать заявление) о необходимости проведения проверки приборов учета (в отношении прибора учета электрической энергии, который подключен к интеллектуальной системе учета, либо установлен после 30 июня 2020 года, сообщить в ресурсоснабжающую организацию);
  • ожидать в течение некоторого времени телефонного звонка специалиста, который предложит согласовать дату и время доступа в оборудованное приборами учета жилое (нежилое) помещение для проведения их проверки и составления акта.

Проверка по инициативе управляющей организации

В этом случае потребителю не позднее 14 дней до момента проверки направляется извещение о предполагаемых дате и времени проверки и необходимости допуска представителей управляющей организации к приборам учета, а также разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в их допуске.

Потребитель обязан обеспечить допуск представителя управляющей организации в занимаемое им помещение в указанные в извещении дату и время, за исключением случая своего временного отсутствия, о котором он обязан сообщить диспетчеру, позвонив на телефонный номер 6-00-57 (либо написать заявление) в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении. В случае временного отсутствия потребитель должен согласовать иные дату и время, которые не могут быть ранее двух дней со дня регистрации его предложения и позднее трех дней относительно даты, указанной в извещении.

Бездействие потребителя, либо его отказ в допуске к приборам учета

Если потребитель не обеспечил допуск представителей управляющей организации в занимаемое им помещение в указанные дату и время и при этом управляющая организация не располагает информацией о его временном отсутствии, составляется акт об отказе в допуске к приборам учета.

Согласно подпункту [в] пункта 59, а так же пункту 60 Правил, с момента составления акта об отказе в допуске к приборам учета до момента проведения проверки, но не более 3-х месяцев подряд, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, определяется исходя из величины среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, рассчитанной за 6 или более (но не менее 3-х) месяцев исправной работы приборов учета.

Если период исправной работы прибора учета составил менее 3-х месяцев, или, если спустя 3 месяца потребитель не предоставил допуск к приборам учета, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления.

При этом с первого числа месяца в котором составлен указанный акт по дату проведения проверки в расчетах применяется повышающий коэффициент.

Результаты проверки

Исправное состояние приборов учета предусматривает:

  • отображение ими результатов измерений;
  • своевременное проведение периодических поверок, наличие знаков поверки;
  • отсутствие фактов несанкционированного вмешательства в их работу;

Согласно ГОСТ Р 8.823-2013 устройства индикации должны обеспечивать возможность считывания показаний с расстояния не менее 1 м при нормальных условиях освещения.

Если по итогам проверки установлено, что приборы учета находятся в исправном состоянии, но имеются расхождения между расходом коммунальных ресурсов, рассчитанным управляющей организацией согласно ранее принятым от потребителя показаниям (либо в их отсутствие), и расходом, определенным согласно показаниям, снятым в ходе проверки, потребителю производится перерасчет размера платы за соответствующие коммунальные услуги на величину выявленной разницы по тарифам, действующим на дату проведения проверки (если потребителем не будет доказано, что данная разница формировалась на протяжении расчетных периодов, для которых были установлены другие тарифы).

Если по итогам проверки выявлено нарушение критериев, предъявляемых к месту установки приборов учета (например, отсутствие доступа для снятия показаний приборов учета, их обслуживания, замены), составляется акт обследования, в котором указывается отсутствие технической возможности установки прибора учета, после чего расчеты производятся по нормативам потребления до момента устранения нарушений.

Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на счетчиках и в местах их подключения (крепления) к внутриквартирному оборудованию (внутридомовым инженерным системам), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в их работу.

При обнаружении в ходе проверки факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета:

  • наличия свободного доступа к элементам его коммутации (узлам, зажимам), позволяющим осуществить вмешательство в его работу;
  • нарушения его целостности;
  • механических повреждений;
  • не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин;
  • неплотного прилегания стекла индикатора;
  • нарушения контрольных пломб, индикаторов и устройств;

составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Если прибор учета установлен в жилом помещении потребителя, иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без его присутствия, потребителю будет произведен перерасчет платы за коммунальную услугу и направлено требование о внесении доначисленной платы. Перерасчет производится за период, начиная с момента установления контрольных пломб, но не ранее момента проведения предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проводимой проверки, до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента, равного 10.

Как следует из представленных материалов, проведенной ООО «Управляющая компания № 3 города Тольятти» проверкой состояния прибора учета холодной воды, установленного в принадлежащей на праве собственности А. В. Анисимову и Е. Л. Анисимовой квартире, было выявлено повреждение указанного прибора, о чем составлен акт, а ежемесячный счет на оплату коммунальных услуг дополнен требованием оплатить холодное водоснабжение на сумму 56 184,63 руб. и водоотведение на сумму 92 014,36 руб.

<…> нормативное положение, устанавливающее способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс, имеет целью стимулирование потребителей коммунальных ресурсов и услуг к энергосбережению путем удержания от несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

извлечение из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 года № 2256-О