Порядок действий по вводу прибора учета в эксплуатацию
Вводом в эксплуатацию прибора учета является процедура оформления документа, на основании которого размер платы за коммунальные услуги осуществляется с учетом его показаний. Таким документом является акт ввода в эксплуатацию.
Представитель управляющей, либо ресурсоснабжающей организации, который произвел монтаж прибора учета, устанавливает контрольные пломбы, после чего оформляет акт ввода в эксплуатацию, один экземпляр которого передает в управляющую организацию. В ином случае, потребителю необходимо подать заявление в управляющую организацию на ввод в эксплуатацию прибора учета, либо заявление (претензию) в ресурсоснабжающую организацию, если ему требуется установка и (или) ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
Надлежащим образом оформленное заявление должно содержать:
- идентификаторы потребителя:
- для физического лица: фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;
- для юридического лица: фирменное наименование, место государственной регистрации, контактный телефон.
- предлагаемые дату и время ввода прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дату его следующей поверки.
К заявлению должны прилагаться копии:
- паспорта на прибор учета;
- документа, подтверждающего действительность результата последней поверки прибора учета (в случае если потребитель произвел поверку прибора учета, но запись о поверке не была внесена в паспорт).
В паспорте прибора учета должны быть указаны сведения:
- о его соответствии утвержденному типу (к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа);
- о дате его первичной поверки;
- об установленном для него межповерочном интервале;
- требования к условиям его эксплуатации.
Утверждение типа средств измерений подтверждается включением соответствующих сведений в Федеральный информационный фонд (госреестр). Наличие в паспорте регистрационного номера в госреестре позволяет установить соответствие указанного в паспорте прибора учета утвержденному типу.
В течение первого межповерочного интервала, определяемого с момента первичной поверки (на заводе-изготовителе), документом, подтверждающим действительность ее результата, является паспорт (формуляр), либо его дубликат. Для приборов учета, выпущенных после 1 января 2021 года, подтверждением результата первичной поверки является запись в госреестре.
Этот же документ может остаться подтверждающем для следующих интервалов, при условии внесения в него информации о прохождении соответствующих поверок, иначе таким документом является свидетельство о поверке (в нем указана дата окончания его действия).
Единственным подтверждением результата периодической поверки, проведенной после 23 сентября 2020 года, а также первичной, проведенной после 1 января 2021 года, является соответствующая запись в госреестре. В связи с этим, необходимо проверять представленные потребителем документы о поверке на предмет наличия указанной записи.
Специалист должен принять в работу предложенные потребителем дату и время ввода в эксплуатацию прибора учета, либо, в течение трех рабочих дней, согласовать с ним иные дату и время, которые не могут быть позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверяется:
- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его технической документации (паспорте);
- соответствие прибора учета его технической документации (паспорту), в том числе его комплектации и схеме монтажа;
- наличие знаков последней поверки;
- работоспособность прибора учета.
Соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте, позволяет установить соответствие прибора учета утвержденному типу.
Соответствие прибора учета его комплектации в том числе определяется наличием на корпусе заводских пломб, количество и расположение которых указано в описании типа.
Соответствие схемы монтажа для счетчиков воды и тепловой энергии в том числе определяется стрелкой на корпусе, направление которой должно совпадать с направлением движения жидкости, а также соблюдением требований к минимальной длине прямолинейных участков трубопровода перед счетчиком и после него. Для счетчиков тепловой энергии также проверяется соответствие мест установки датчиков температуры (термопреобразователей).
Знак поверки может быть нанесен на счетчик и (или) в паспорт (формуляр).
Знак поверки также может быть нанесен на свидетельство о поверке (в случае ее проведения по инициативе потребителя).
Отсутствие у потребителя паспорта (формуляра) прибора учета или свидетельства о поверке, их дубликатов не является нарушением, если в управляющей организации имеются их копии.
Работоспособность прибора учета определяется изменением его показания вследствие кратковременного расхода коммунального ресурса, а также отсутствием ошибок в его работе, признаков несанкционированного вмешательства в его работу и подключений, позволяющих осуществлять отбор коммунального ресурса в обход прибора учета.
Выявленное нарушение по какому-либо из указанных пунктов проверки, является основанием для отказа от ввода прибора учета в эксплуатацию.
Принятое решение об отказе от ввода в эксплуатацию прибора учета не освобождает представителя управляющей организации от необходимости оформления акта.
При отсутствии оснований для отказа от ввода прибора учета в эксплуатацию, представитель управляющей организации осуществляет установку контрольной пломбы в месте: подключения (крепления) счетчика воды к внутриквартирному оборудованию. Установка такой пломбы бесплатна для потребителя, за исключением случая, когда ввод прибора учета в эксплуатацию производится после его выхода из строя в связи с нарушением потребителем, либо иным лицом, не являющемся представителем управляющей организации, контрольной пломбы или знака поверки.
Помимо этого, по инициативе представителя управляющей организации, бесплатно могут быть установлены другие пломбы, индикаторы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Если представитель управляющей организации принимает решение о необходимости установки на корпус счетчика антимагнитной контрольной пломбы, ему необходимо выдать потребителю листовку с информацией о принципе ее действия и последствиях обнаружения факта ее нарушения.
При наличии надлежащим образом оформленного заявления, в отсутствие возражений потребителя, датой оформления акта ввода в эксплуатацию должна являться дата регистрации заявления, а указанными в акте начальными показаниями — показания приборов учета, указанные в заявлении.
Примеры оформления акта ввода
В акте ввода в эксплуатацию необходимо заполнить поля в которых должно быть указано:
- наименование населенного пункта в котором составлен акт:
- г. Новокуйбышевск;
- г. о. Новокуйбышевск, п. Маяк.
- дата и время начала составления акта;
- улица и дом, а также номер квартиры (для жилых помещений) в которой составлен акт;
- фамилия, имя и отчество представителя управляющей организации, который составил акт, а также его должность в организации и номер его телефона;
Если жилое помещении является коммунальной квартирой, в отдельной комнате которой вводится в эксплуатацию комнатный прибор учета электрической энергии, в акте необходимо указать комнату.
Если ввод в эксплуатацию проводится в нежилом помещении, в акте указывается его наименование.
Акт состоит из трех блоков: а) принятое от потребителя извещение о выходе из строя приборов учета; б) приборы учета, в отношении которых принято решение об отказе от их ввода в эксплуатацию; в) приборы учета, в отношении которых принято решение об их вводе в эксплуатацию.
Комнатный прибор учета электрической энергии не может быть указан в одном акте совместно с другими приборами учета. Его ввод в эксплуатацию необходимо оформить отдельным актом.
В одном акте в одном блоке не могут быть одновременно указаны приборы учета: 1) холодной воды и сточных вод; 2) горячей воды и электрической энергии; 3) тепловой энергии и газа. Следовательно, их ввод, либо отказ от ввода в эксплуатацию необходимо оформить отдельными актами.
Вместе с тем, допускается указание нескольких приборов учета, каждый из которых состоит из одного счетчика, например, холодной и горячей воды.
Кроме того, в одном акте в одном блоке может быть указан только один индивидуальный, либо общий прибор учета, состоящий из двух, либо трех счетчиков. Его ввод, либо отказ от ввода в эксплуатацию также оформляется отдельным актом.
Для ввода, либо отказа от ввода в эксплуатацию индивидуального, либо общего прибора учета, состоящего из четырех и более счетчиков, требуется оформить специальный акт.
Если представитель управляющей организации перед установкой нового проводит демонтаж неисправного прибора учета, ему необходимо принять извещение потребителя о его выходе из строя. Для этого в первом блоке делаются соответствующие отметки.
Указание в извещении показания прибора учета на момент возникновения его неисправности является одним из способов передачи показаний потребителем.
Во втором блоке необходимо указать все счетчики в составе прибора учета, по которым имеются основания для отказа от его ввода в эксплуатацию.
В третьем блоке необходимо указать все счетчики, которые входят в состав вводимого в эксплуатацию прибора учета.
В эксплуатацию могут быть введены:
- распределитель (по специальному акту);
- индивидуальный прибор учета;
- общий прибор учета;
- комнатный прибор учета электрической энергии.
В эксплуатацию не могут быть введены иные устройства и средства измерения, в том числе отдельный счетчик из множества, которое составляет прибор учета.
Например, жилое помещение имеет два ввода холодной воды и оборудовано прибором учета, состоящим из двух счетчиков холодной воды. Вследствие неисправности одного из счетчиков прибор учета выходит из строя. После замены неисправного счетчика оформляется акт ввода в эксплуатацию, в третьем блоке которого указываются оба счетчика: новый и тот, что оставался исправным.
Акт подписывается представителем управляющей организации, а также потребителем, либо его представителем.
Акт должен быть оформлен в количестве двух экземпляров (первый для управляющей организации и второй для потребителя). Второй экземпляр акта может быть его копией.
Работа специалиста
По задачам обработки заявлений на ввод в эксплуатацию:
- определять заявления, которые оформлены надлежащим образом;
- направить уведомление потребителю о необходимости подачи заявления (претензии) в ресурсоснабжающую организацию, если ему требуется установка и (или) ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии;
- при указании в заявлении заводских номеров приборов учета без приложения необходимых документов, проверить их наличие в ранее зарегистрированных заявлениях (допускается отсутствие документов при наличии записи о результатах поверки в госреестре);
- проверять соответствие приборов учета утвержденным типам в госреестре;
- проверять результаты поверки в госреестре;
- отслеживать сроки исполнения заявлений;
- при наличии паспорта (допускается его отсутствие при наличии записи о результатах поверки в госреестре) и подтверждения результата последней поверки прибора учета, согласовать с потребителем дату и время визита специалиста для оформления акта ввода в эксплуатацию; в ином случае направить потребителю уведомление о необходимости проведения метрологической поверки и (или) повторной подаче заявления с приложением отсутствующих документов, а также рекомендациями по их восстановлению;
- сформировать график ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривающий явку в помещения, где они установлены;
- задача считается исполненной после визита специалиста в согласованные с потребителем дату и время, либо направления ему уведомления.
По обработке актов ввода в эксплуатацию:
- определять акты, которые оформлены надлежащим образом; при наличии нарушений в оформлении принять меры к их устранению;
- (при наличии в акте) внести данные о выходе из строя и последних показаниях демонтированных приборов учета, принятые в извещении потребителя, в реестр выхода ввода;
- внести данные о приборах учета, которые введены в эксплуатацию, в реестр выхода ввода;
- архивировать акт и обеспечить его хранение до момента выхода из строя прибора учета, но не менее трех лет.
Работа специалиста в режиме изоляции
По задачам обработки заявлений на ввод в эксплуатацию:
- определять заявления, которые оформлены надлежащим образом;
- направить уведомление потребителю о необходимости подачи в ресурсоснабжающую организацию заявления (претензии), если ему требуется установка и (или) ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии;
- при указании в заявлении заводских номеров приборов учета без приложения необходимых документов, проверить их наличие в ранее зарегистрированных заявлениях (допускается отсутствие документов при наличии записи о результатах поверки в госреестре);
- проверять соответствие приборов учета утвержденным типам в госреестре;
- проверять результаты поверки в госреестре;
- отслеживать сроки исполнения заявлений; для заявлений, которые оформлены ненадлежащим образом, уточнить у потребителя способом, позволяющим проверить полученный результат, недостающую информацию (начальные показания на момент установки приборов учета), и сообщить ему о необходимости ежемесячной передачи показаний;
- задача считается исполненной после внесения информации о вводе в эксплуатацию приборов учета в реестр выхода ввода (с отметкой отсутствия контрольных пломб), либо для заявлений, которые оформлены ненадлежащим образом, после третей неудачной попытки связаться с потребителем и направления ему уведомления (при наличии технической возможности).